По данным Всемирной туристической организации (https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts), туристическая отрасль - одна из самых экономически прибыльных, она занимает третье место по экспорту услуг. Более того, для многих стран туризм - центральный, системообразующий сегмент экономики. Известно, что последствия пандемии больше всего на себе ощутила именно эта отрасль. И в среднем в данном сегменте путь от потенциального потребителя до покупателя очень длинный. На принятие решение влияет очень много слагаемых: бренд, качество и количество доступной информации, безопасность в поездке, соотношение цены и качества предоставляемых услуг, возможность дополнительных опций и многое другое. Длинный путь обусловлен не только высокой ценой на туризм, но и тем, что важную роль для принятие решения играют эмоциональная связь и позитивная перспектива получения положительного, интересного, захватывающего опыта и воспоминаний. Некачественные фотографии, плохие описания мест и отелей, негативные отзывы клиентов - все это будет снижать вероятность покупки. А любые инструменты, способные дать еще до путешествия положительные эмоции и впечатления, наоборот, приближают покупку. Для этого и используются самые разные технологии и инновации. Пять лет назад на Virtuoso Travel Week впервые были продемонстрированы современные возможности VR в туризме. Эксперты отрасли еще тогда отметили, что спрос на подобные сервисы с каждым годом будет только увеличивается, в частности в сегменте вип-путешествий. Так как XR дает возможность сделать более осознанный выбор путешествия.
Просевшая за годы пандемии туристическая отрасль возвращается к жизни, и цифровые решения могут стать одним из инструментов, которые помогут ей вернуться к прежним финансовым показателям. Например, Travel World VR создает для туроператоров VR-презентации: от обзорных фильмов о городах и регионах до демонстраций отдельных отелей и пляжей. И это не единственная компания, которая предлагает подобные услуги, их много, так как продвижение туристических продуктов подобным образом подтвердило свою эффективность: вероятность положительного решения о бронировании поездки после виртуального путешествия вырастает в в несколько раз.
Преимущества и возможности применения XR в индустрии гостеприимства и туризма:
Направления для XR в туризме
Отели и номерной фонд
Уже немало отелей и гостиниц, которые предлагают совершить виртуальный или 3D-тур по своим номерам и территории. Эти инструменты могут стать не менее значимыми источниками информации, чем, например, онлайн-отзывы. В России впервые начал использовать VR отель Inter Continental Moscow Tverskaya. С помощью шлема виртуальной реальности можно совершить путешествие по курортам сети в разных уголках мира.
Турагентства
С помощью VR-очков можно окунуться в атмосферу самых разных туристических регионов и выбрать место для своего отпуска. Впечатления будут намного ярче, чем просто от фотографий.
Экскурсии по городам
С помощью VR и AR можно увидеть города в эпохи, в которые никогда не попасть, стать участником событий, которые были века назад, увидеть Собор Парижского Богоматери до всех реставраций или реконструкцию сражений, узнать, как могли бы сегодня выглядеть нереализованные градостроительные проекты или архитектурные сооружения, которые были уничтожены в прошлом.
Музеи, галереи, выставки
VR дает возможность не только “потрогать” экспонаты, но и совершить что-то на первый взгляд невозможное — оказаться внутри картины или увидеть оживших мамонтов. В Музее Мирового Океана в Калининграде посетители могут совершить виртуальное погружение в глубины мирового океана, где побывала команда знаменитого батискафа “Мир-1”. А Русский музей и Эрмитаж выпустили свои приложения, с помощью которых посетить музеи можно прямо из дома.
Компания SkyLights использует VR в качестве инструмента, позволяющего пассажирам справляться со страхом полета. Клиентам предлагают посмотреть фильмы в VR, изображение в свою очередь синхронизируется с самолетом, и в случае ЧС или турбулентности на экране показывается сигнал “Пристегнуть ремни”.
Отношение к VR в индустрии гостеприимства и туризме в России
В 2020 году студенты Высшей школы экономики провели исследование “Виртуальная реальность в индустрии гостеприимства и туризме России: взгляд потребителя”. Целью опроса было выяснить, насколько потребители услуг в России знакомы с таким явлением, как виртуальная реальность, насколько перспективным видят ее развитие и готовы платить за включение VR в услуги. В онлайн-анкетировании приняли участие более 400 человек из 45 регионов нашей страны. Помимо этого, своим мнением поделились в интервью эксперты из компании Oracle.
Респонденты отметили, что использование VR-технологий наиболее интересно для проведения экскурсий — как городских, так и музейных. Эксперты также посчитали, что экскурсии в музеях, галереях или на выставках с применением VR обладают большими перспективами, однако городские экскурсии, по их мнению, не будут пользоваться такой же большой популярностью. Также более 50% опрошенных отметили, что технологии могут сделать процесс выбора наиболее интересным. Более 90% респондентов хотели бы опробовать VR в индустрии гостеприимства и туризма. На основании полученных результатов выделили два портрета потенциальных потребителей: молодые от 18 до 35 лет жители столиц и областей, которые готовы дополнительно оплачивать подобные услуги. Вторая группа - жители регионов обоих полов, которые заинтересованы в VR, так как такой опыт стал бы для них новым, но они либо не готовы, либо не способны оплачивать данную услугу дополнительно. Исключением стали экскурсии: за них готовы платить и жители столиц, и регионов.
«XR-технологии - еще один инструмент визуализации, который позволит наладить мосты ожидания между туристами и достопримечательностями. Раньше туристы в поисках отелей просматривали журналы, надеясь, что фотографии на страницах хотя бы частично соответствуют реальности. Журналы сменил интернет, и люди начали читать отзывы реальных посетителей, смотреть фотографии от маркетологов и постояльцев. В скором времени, благодаря развитию технологий, мы сможем, надев очки, оказаться практически в любой точке мира: как далеко идти от лобби отеля до моря? Красивый ли вид с этой горы? Как, сквозь лес попасть на закрытый пляж? На все вопросы не просто ответы, мы фактически будем видеть все ответы.
Благодаря этому, на передний план выйдут те отели и знаковые места, которые действительно интересны и завораживающи, ведь им нечего бояться и они легко будут готовы внедрить новые технологии, поэтому уровень ожиданий у посетителей и туристов будет как никогда высок, а разочарований станет меньше», - менеджер проектов «Номикс» Александр Слепцов.
Бесспорно, что XR-технологии в туристической отрасли помогают закрыть целый ряд болей клиента и продавца: недостаток живых визуализаций, сложный клиентский путь, неуверенность в принимаемом решении, невозможность посмотреть много информации за раз, необходимость тратить время на историю места и отзывы других туристов. Кроме того, они позволяют максимально вовлекающе организовать диалог с целевой аудиторией. Удачное внедрение XR-продуктов в туристическую индустрию не редкость, однако важно помнить, что цифровизация – это дополнительный инструмент в маркетинге и повышении качества клиентского опыта. В отличие от других отраслей, в данном случае цифра просто не способна заменить непосредственно поездки в новое место и эмоции от пребывания в нем.