Технологии виртуальной и дополненной реальности доступны уже в течение нескольких лет, но лишь относительно недавно они развилась до уровня, который позволяет эффективно и безопасно внедрять их в образовательный процесс как в среднем, так и в высшем образовании.
Ситуация с пандемией и дистанционным обучением весной 2020 года показала необходимость развития VR и активного внедрения этих технологий в учебный процесс.
В последнее время образование стало намного доступнее за счет массовой оцифровки учебных материалов и создания онлайн-инструментов. Вместе с этим становится очевидно, что обучение — это больше, чем просто передача знаний. Усвоение и закрепление знаний требуют комплексного подхода, при котором форма подачи информации должна мотивировать ученика на усвоение содержательной части. Виртуальная реальность — инструмент, который способен качественно улучшить процесс обучения с помощью интерактива и эмоционального вовлечения обучающихся.
Среди основных преимуществ AR/VR в обучении следует отметить:
Варианты мультимедийных решений для школ и высших учебных заведений:
Все это уже доступно для российских школ и вузов, осталось лишь внедрить доступные на сегодня инструменты в образовательный процесс и помочь учителям освоиться с новой технологией.
Кейсы из мировой практики
Смитсоновский музей искусств
Smithsonian American Art Museum «Beyond The Walls» — Виртуальная копия части экспозиции Смитсоновского музея искусств в Вашингтоне. Приложение позволяет свободно перемещаться по экспозиции, осматривать описания работ, а также прослушать голографическое послание от сотрудников музея.
Космические титаны
Titans of Space — Виртуальный тур по солнечной системе в космической капсуле с панорамным обзором. Отображает сравнительный масштаб планет и их спутников. Включает встроенный аудиогид и реальные фотографии космических тел.
Engage
EngageVR — Сетевое VR приложение, созданное специально для проведения онлайн-лекций в виртуальной реальности. Позволяет учителю создавать отдельные локации из готового перечня и приглашать в них учеников. В приложении есть возможность показывать собственные презентации и видеоролики, добавлять в локацию трехмерные объекты из библиотеки, некоторые из которых могут быть анимированными, например, модели животных. Участники лекции могут общаться через голосовой чат. Запуск приложения доступен как в VR, так и в десктоп-режиме.
С точки зрения использования VR-технологий для обучения взрослых, в частности управлению сложным оборудованием и механизмами, существует широкий спектр коммерческих симуляторов и тренажеров, которые эффективно применяются крупными компаниями в России и за рубежом.