В исследовании 2019 года «Технологии виртуальной и дополненной реальности», проведенном Министерством цифрового развития, среди приоритетных отраслей применения VR/AR-технологий и субтехнологий, важных для социального развития и экономического роста страны, названы промышленность и строительство.
Промышленные гиганты используют виртуальную реальность для решения своих производственных и бизнес задач уже не одно десятилетие. C годами устройства стали компактнее, алгоритмы и технологии — эффективнее и доступнее, а пул решаемых задач расширился.
До появления шлемов виртуальной реальности, корпорации использовали среды виртуальной реальности (CAVE). Первая такая «пещера» появилась в 1992 году. Её разработали в Чикагской лаборатории электронной визуализации университета Иллинойса. CAVE — это комната, состоящая из проекционных систем, находясь в которой пользователь в 3D-очках способен воспринимать объекты как реальные и взаимодействовать с ними. Создания такой среды требовало отдельного помещения с соблюдением определенных технических характеристик и огромных бюджетов.
1 августа 2012 года, по большому счету, никому не известный стартап Oculus ступил на новую ступень развития в сфере VR, собрав всего за четыре часа 250 тысяч долларов на краудфандинговой платформе Kickstarter на разработку шлема виртуальной реальности с эффектом полного погружения. Так, с появлением шлемов перечень решаемых задач и доступность технологии значительно возросли.
Интересно, что изначально ориентированные только на потребительский рынок мировые компании, создающие устройства и софт для VR, такие, как, например, Google или HTC, быстро поняли перспективность применения своих устройств на промышленных предприятиях и предусмотрели такое использование.
Какие задачи решает VR в промышленности
Минцифры отмечает, что широкое внедрение VR/AR-технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования. Можно выделить несколько крупных направлений, в которых использование виртуальной реальности помогает снизить риски и повысить эффективность решаемых задач:
VR в обучении рабочих
Иммерсивные технологии отлично показали себя в процессах обучения и повышения квалификации сотрудников производств. Этому способствовали два важных аспекта: такое обучение показывает высокую эффективность и значительно экономит бюджет работодателя.
В первую очередь, события в симуляции практически идентичны жизненным. Для промышленных компаний крайне важны практические навыки — намертво закрепленные алгоритмы работы с конкретным оборудование или опасными веществами. Тут мало помогут текстовые описания и рассказы более опытного коллеги. Для развития мастерства необходимы тренировки с наставниками. А обучение и отработка навыков на VR-тренажере та же самая практика, но без рисков испортить по неопытности дорогостоящее оборудование. Такая практика помогает закрепить базовые операции и знания, досконально изучить алгоритмы без создания рисков, торможения производства и со снижением издержек.
Во-вторых, виртуальная реальность позволяет воспроизвести последствия халатного отношения к обучению — симулировать аварию или взрыв, что на подсознательном уровне повышает мотивацию персонала следовать инструкциям и более ответственно относиться к обучению.
Кроме того, возможно создание бесконечного множества разветвленных сценариев, насколько это позволяет бюджет, внутри симуляции, которые помогут сохранить обучающий эффект при многократном прохождении.
Немаловажно, что VR-симуляции также помогают научиться мыслить критически, брать на себя ответственность и принимать решения, получить и отточить навыки командной работы, ведения переговоров, решения нестандартных задач и управления негативными эмоциями в стрессовых ситуациях и другие soft skills.
Так, с 2019 года «Газпром нефть» развивает soft skills своих работников в виртуальной реальности. В 2020 году АО «Атомэнергоремонт» использует технологию VR в процессе обучения персонала техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В 2021 году «Электрохимический завод» начал использовать программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности для обучения электротехнического персонала безопасному производству работ и ликвидации аварийных ситуаций. В 2022 году Череповецкий металлургический комбинат запустил VR-тренажеры для обучения операторов коутера и резчиков холодного металла.
Компанией «Номикс» также были разработаны два приложения для одной из ведущих российских электросетевых компаний, о которых мы уже рассказывали подробнее.
«Разработанные тренажеры виртуальной реальности в данный момент находятся в опытной эксплуатации и потенциально позволят снизить расходы на обучения персонала. В частности, это касается простоев персонала, связанных с командировками в центры подготовки, ведь обучающие комплекты будут доступны непосредственно на рабочем месте», — рассказал руководитель проектов «Номикс» Евгений Омельченко.
VR и безопасность на производстве
Виртуальный опыт может стать незаменимым для сотрудников опасных производств: металлургических, связанных с переработкой нефти и горюче-смазочных материалов, с работой на оборудовании под высоким давлением и с высокими температурами и других. На таких производствах каждый сотрудник регулярно обязан проходить специальные инструктажи. Также для них организуются учения, на которых имитируются различные ЧС и опасные ситуации. А при возникновении нештатных ситуаций требуется мгновенная реакция сотрудников для ликвидации самой аварии и ее последствий.
Между тем известно, что реальное поведение человека в стрессовой ситуации, тем более в той, что происходит впервые, предсказать сложно. Велика вероятность, что работник без реального опыта допустит ошибку при ликвидации последствий аварии или сам пострадает. Виртуальная реальность дает возможность воссоздать любую критическую ситуацию, погрузить в нее работника, отработать до автоматизма алгоритмы действий при аварии, а также обучить одновременно большое количество человек.
В 2015 году Ford Motor Company отчиталась, что, начиная с 2003 года, благодаря применению технологии виртуальной реальности на производстве, снизила уровень травматизма на 70 %. В VR-лаборатории организована безопасная монтажная линия и рабочее пространство, а на теле оператора размещено более 50 датчиков с помощью которых эргономист может проверить различные сценарии и сделать процесс работы безопасным.
VR и проектирование
Иммерсивные технологии дают возможность наглядно показать, как будет выглядеть новый цех или инновационная разработка. Первым этапом выступает создание 3D-проекта, вторым — его визуализация в VR. Данные технологии помогли вывести промышленное проектирование на качественно новый уровень, благодаря снижению числа ошибок в технологии, эргономике, повышению качества и скорости создания. В ранее упомянутом исследовании Минцифры говорится, что скорость проектирования с использованием данных технологий возрастает на 30-50%, а число ошибок и простоев сокращается до 30%.
Тот же Ford в 2019 году перенес проектирование своих автомобилей в виртуальную реальность с помощью программы Gravity Sketch. С помощью специальной гарнитуры и контроллеров дизайнеры могут не только рисовать, но и вращать, расширять и сжимать отрисованные 3D-объекты.
VR и создание прототипов
Симуляция в виртуальной реальности открывает новые возможности для создания прототипов без натурного воплощения. Прототип можно изучить и обсудить, прощупать на ошибки и недоработки, глядя не в чертежи или картинку на мониторе, а работая непосредственно с объектом в натуральную величину. При этом значительно снижаются затраты и сокращаются сроки подготовки к макетной комиссии. Важно, что в процессе могут принимать участие любые сотрудники компании: от генерального директора до инженера, и даже заказчиков.
Французский национальный космический центр (CNES) проектировал ракетный ускоритель проекта Callisto в САПР, а с помощью VR проводил удаленное обсуждение проекта с одновременным решением множества задач: анализ инструментов сборки и размер необходимого здания, процесс перевозки ускоритель до места старта и других важных нюансов. Это позволило сократить реализацию проекта на целый год из 4 запланированных. Еще один французский гигант — SEAT — с помощью инструментов виртуальной реальности сократил время анализа конструкции прототипа новых моделей автомобилей и количество макетов и натурных прототипов. Это позволило также значительно сократить сроки производства.
Как понять, что компании нужно внедрять VR
В первую очередь, важно понимать, что внедрение технологии виртуальной реальности в производство должно иметь под собой конкретную необходимость, сформулированные задачи и понимание проблем, которые эта технология способна решить. В принятии решения совершенно точно не нужно ориентироваться на представление о том, что «раз все внедряют, то и нам нужно».
Согласно исследованию европейских аналитиков PAС, в среднем, один неудачный проект, связанный с внедрением технологий, обходится промышленным компаниям из стран ЕС в полмиллиона евро. В нашей стране эта цена за неверное решение значительно ниже, но, однозначно, не стоит рисковать.
Какие же показатели нужно учесть перед тем как внедрять VR? Необходимо проанализировать ситуацию с производственными травмами и критическими ситуациями, как часто ломается оборудование, во сколько обходится из-за этого простой и ремонт, а также как часто и какой бюджет тратится на обучения, перепрофилирование и инструктаж персонала. Также важно понимать, что процесс внедрения VR должен быть неотъемлемой частью общей цифровой трансформации компании с заранее продуманной стратегией и пониманием эффективности решений.
«Главный момент для компаний — это затраты на обучение персонала, если они сравнительно высоки, то с помощью технологии виртуальной реальности возможно их снизить. Здесь есть множество вариантов: уменьшение простоев дорогостоящего оборудования за счет его симуляции, снижение времени наставничества, уменьшение времени обучения за счет повышения эффективности и другие», — отметил руководитель проектов «Номикс» Евгений Омельченко.
Необходимо также, уже после внедрения технологии, оставаться на непрерывной связи с разработчиком. Первым, но не последним шагом станет пилотирование проекта. Далее важно наращивать опыт, при необходимости вносить правки, отстраивать работу оборудования, масштабировать технологию, проводить постоянную аналитику, корректировать и адаптировать ее под актуальные бизнес-процессы.