Поддержка: 8 (800) 600-44-52

Виртуальная реальность и спорт

В предыдущих статьях, посвященных использованию VR в различных сегментах экономики, мы уже писали о том, как технологии влияют на процессы обучения человека, предлагая новые возможности для создания более эффективных и реалистичных симуляций, улучшающих уровень подготовки студентов и специалистов в медицине, инженерии, машиностроении и фармацевтике. Напомним, что есть исследования, которые подтверждают высокую эффективность при применения VR в обучении. В новой статье коснемся того, как виртуальная реальность может помочь спортсменам - профессионалам и любителям - в достижении своих целей. Ведь с помощью VR можно создавать симуляции, которые могут помочь получать реалистичный опыт, улучшать свои навыки без участия в соревнованиях в реальном мире, сократить количество травм и период восстановление после них, сформировать привычку заниматься спортом ради здоровья, а также сделать жизнь спортивных фанатов еще увлекательнее.
Виртуальная реальность и спорт

Виртуальная реальность и тренировки

Виртуальная реальность дает новые отличные возможности для повышения разнообразия и эффективности тренировок для тех, кто хочет хорошо выглядеть и следит за своим здоровьем и двигательной активностью. Для этого создано уже немало приложений, главными преимуществами которых можно назвать персонализацию, несомненное удобство, воссоздание реалистичной среды, возможность стимулировать мотивацию и т.д. С помощью VR-технологий фитнес-тренеры могут создавать уникальные среды, чтобы помочь спортсменам улучшить свои навыки и технику. Так, например, приложение Supernatural предлагает заниматься кардио и силовыми упражнениями в сопровождении красивых ландшафтов и приятной музыки, а Oculus Move —  приложение для VR-шлема Oculus Quest предоставляет доступ к индивидуальной статистике и мониторингу физических показателей, что однозначно помогает повысить мотивацию в достижении целей.

Виртуальная реальность и профессиональный спорт

VR-технологии также используются в подготовке профессиональных спортсменов.  Они дают возможности для индивидуализации и создают реалистичные условия. Например, Strivr — VR-платформа, которая используется в профессиональном футболе и других командных видах спорта. С ее помощью тренеры могут создавать сценарии для тренировок, симулирующие различные игровые ситуации. Еще одна платформа Rezzil также используется в футболе, баскетболе, хоккее. Она позволяет создавать виртуальные сессии для улучшения техники игры. Приложения предоставляют спортсменам обратную связь о том, как они двигаются и реагируют на ситуации, что позволяет им улучшить и закрепить навыки, стимулировать мышечную память. Кроме того, VR позволяет увеличить скорость реакции и улучшить технику игры, а также предоставляет спортсменам возможность тренироваться с меньшими рисками получения травм.

Существуют приложения даже для тех видов спорта, которые не имеют массового распространения ввиду специфики самого спорта, его дороговизны, травмоопасности и т.д. Кроме того, элементы тренировки в данных видах спорта можно встретить в VR-играх, а не на спортивных платформах. Например, стрельба из лука - это основной компонент таких игр, как Apex Construct, Elven Assassin и Holopoint. Кроме того, существует приложение для стрельбы из лука  QuiVR, запущенное в 2018 году и совместимое с большинством основных PC гарнитур. Или бокс, навыки в котором можно тренировать с помощью приложения FitXR (ранее BOXVR), выпущенного еще в 2019 году и получившего высокие отзывы на Steam и PSVR. Приложение предлагает различные режимы тренировок, включая кардио, силовые упражнения, упражнения на боксерском мешке, а также имеет возможность индивидуализировать тренировку, чтобы соответствовать физической подготовке пользователя. Или гольф - один из премиальных видов спорта, который доступен не каждому. Но только не в VR. У приложения Everybody’s Golf VR есть многолетняя история на всех платформах PlayStation. Начав в 1997 году с игры в гольф на PS1, игра стала более аркадной, и с тех пор появилось множество сиквелов. Сейчас можно приобрести версию для PS5.

Виртуальная реальность и соревнования

Находят свое применение технологии виртуальной реальности для организации спортивных игр и соревнований. Они дают новые возможности, например, для организации трансляций, которые могут позволить зрителям увидеть соревнования с разных ракурсов, создавая эффект присутствия. Кроме того, VR-технологии могут быть использованы для создания новых игровых форматов и даже создания целых игровых миров. Одним из примеров VR-приложений для соревнований является Virtual Athletics League. Платформа позволяет организовывать соревнования в беге, прыжках, метании и других видах спорта. Участники могут использовать специальное оборудование для взаимодействия с VR-миром и участвовать в соревнованиях онлайн. Также существует VR Challenger League, организующая соревнования по играм, таким как The Unspoken и Echo Arena. Echo Arena — динамичный спортивный экшен с видом от первого лица в научно-фантастическом сеттинге для устройств виртуальной реальности Oculus Rift. Игрок примеряет на себя роль футуристического робота, вооруженного разнообразным обилием оружия и способностей. The Unspoken экшен с элементами файтинга для шлема виртуальной реальности Oculus Rift.

Виртуальная реальность и спортивная реабилитация

Применение VR-технологий показывает хорошие результаты и в реабилитации спортсменов после полученных травм. С помощью приложения с виртуальной реальностью с ними могут проводиться физические упражнения, улучшающие баланс и координацию, восстанавливающие мышечную силу и гибкость. Кроме того, такие приложения способны имитировать, например, ходьбу по парке или по лестнице, то есть создавать реалистичную среду, что снижает стресс и создает ощущение нахождения в реальной среде. Использование VR в реабилитации также помогает повысить точность и скорость движений, мотивацию спортсмена, персонализировать реабилитационную программу под конкретные потребности пациента, снизить тревожность, боль, страх.  Как пример можно привести MindMaze, которое помогает восстановиться после травм головы и спинного мозга, или Virtual Realms, восстанавливающее функции рук.

Важно, что вопросы применения виртуальной реальности в спорте занимают и  российских специалистов. Например, в апреле этого года спортивный кластер ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы» провел уже  третий тематический круглый стол об исследованиях в области спортивных инноваций. Представители органов государственной власти, некоммерческих организаций, институтов развития, фитнес-индустрии, профильного бизнеса и стартапов по направлениям спорт и спортивная индустрия, ИТ и электроника, киберспорт, спортивная медицина, фитнес, ЗОЖ и профилактическая медицина, реабилитация, руководители спортивных организаций и сами спортсмены обсудили актуальные  научные достижения в сфере применения VR для спорта. Специалисты рассказали о формировании уровня профессионального мастерства у спортсменов разного уровня квалификации с использованием технологий VR, о разработке технологии с использованием VR для оценки уровня мастерства борцов вольного стиля, о применении VR для анализа психофизиологических параметров человека в условиях виртуальной реальности, изучения механизма формирования образа спортивной ситуации, а также для диагностики работы системы определения положения и ориентации тела у спортсменов и реабилитации после спортивных травм.

Несмотря на то, что пока VR-технологии в спорте и фитнесе нельзя назвать распространенных явлением, но однозначно данное направление для развития виртуальной реальности выглядит очень перспективным. Вероятно, что с развитием технологий будет расти количество и качество приложений для фитнеса и тренировок спортсменов. И в итоге VR-приложения станут весомой частью спортивной индустрии, благодаря интерактивности спортивных трансляций, эффективности и индивидуализации  тренировок под каждого  спортсмена,возможности создавать различные спортивные сценарии и более эффективной и быстрой реабилитации после травм. В целом, в VR-технологии содержится большой потенциал для развития спорта и фитнеса, и можно прогнозировать, что виртуальная реальность будет играть все более важную роль в этих отраслях в будущем.

Поделиться публикацией  
Опубликовано 11.07.2023
vr
Обратная связь
Оставьте свои данные, и мы перезвоним Вам
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных в соответствии с политикой конфиденциальности