Каждый из нас может вспомнить, насколько скучными бывают занятия по технике безопасности. Это во многом связано с нашей ложной уверенностью в том, что ничего плохого не произойдет. Еще одной важной причиной является ощущение бесполезности всех этих справочных знаний, ведь в реальной жизни мы редко действуем точно по инструкции. Все это приводит к отсутствию реальных знаний, как действовать в экстренной ситуации.

Спросите себя, много ли вы помните из курса оказания первой помощи, который демонстрируют на занятиях по вождению, или в школе на уроках по безопасности? В 90% случаев ответ будет «скорее нет», и причины этого указаны выше.

В случае с техникой безопасности на предприятии ответственность еще больше, ведь сотрудник часто отвечает не только за себя, но и за безопасность своих коллег по работе. Использование виртуальной реальности в процессе обучения позволяет избежать этих, а также некоторых других проблем.

На большинстве предприятий инструктаж по технике безопасности является обязательным в силу закона. В зависимости от сферы деятельности предприятия инструктаж может различаться, в то же время обучение действиям при пожаре является обязательным практически для каждого сотрудника, так как эта угроза является универсальной.

Согласно статистике (https://www.usfa.fema.gov/downloads/pdf/statistics/nonres_bldg_fire_estimates.pdf), в США в 2016 году было зарегистрировано 96 800 случаев возгорания в нежилых помещениях, в которых пострадало свыше 1600 человек, что составляет в среднем 265 пожаров ежедневно. Общая сумма ущерба составила более $2 млрд. Очевидно, что грамотно разработанный инструктаж по технике безопасности при пожаре является жизненно необходимым для любого предприятия.

Мы разработали VR-решение, которое позволяет успешно обучать сотрудников технике безопасности и комплексу действий при возникновении пожара как на производстве, так и в офисном или складском помещении. В качестве основы для демонстрации возможностей решения была взята лаборатория с установленными в ней серверами, а также несколькими рабочими местами, оборудованными персональными компьютерами.

Возможности симуляции позволяют имитировать 2 вида пожара: пожар класса А/B (бумага, мусор и горючие жидкости) и пожар класса С (электроборудование). Пожар класса А/B возникает в одном из стеллажей в помещении, пожар класса C возникает непосредственно в одной из серверных стоек.

Решение предполагает три основных режима работы:
• Обучение – ознакомление с виртуальной средой, ее объектами, и способами взаимодействия с ними.
• Тренировка – отработка последовательности действий при возникновении пожара.
• Экзамен – выполнение отработанных ранее действий за ограниченное время с последующей оценкой инструктором.

Визуальные эффекты, которые применяются в решении, не только реалистично изображают пламя и потоки горячего воздуха, но и позволяют создать эффект задымления в помещении и включение пожарной тревоги, что усложняет выполнения заданного сценария и приближает условия к реальным. Обучаемый может взаимодействовать с предметами, такими как выключатели питания, кнопки пожарной тревоги, телефоны, а также с пожарным оборудованием – огнетушителями различных типов в зависимости от класса пожара.